СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В АЭРОПОРТАХ
Большинство россиян в наше время всерьез боится терактов. Взрыв газового баллона, коммунальная авария, крушение на железной дороге – и сразу же возникает мысль об умышленном подрыве или заложенной бомбе. Особенно же это касается аварий самолетов. Ежегодно в аэропортах ужесточаются меры безопасности. В первую очередь это касается ужесточения контроля за проникновением на территории аэропортов террористов-смертников, проносящих на себе взрывчатые вещества. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта разработала специальные директивы. Указ Президента РФ от 13.09.04 г. «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» и Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте» тоже предусматривают усиление мер безопасности в аэропортах. В законе предусмотрено участие работников линейных ОВД в досмотре пассажиров, багажа, ручной клади, а также в охране объектов аэропорта. Вводятся новые меры безопасности, например, предполетный досмотр, а все сведения о пассажирах передаются в правоохранительные органы. Таким образом, осуществляется двойной контроль со стороны Ространснадзора и ОВД. Все эти меры соответствуют международным нормам. Исключений не делают ни для кого, даже для людей с дипломатическими документами.
Наряду с законодательными мерами большие средства выделяются и на техническое оснащение аэропортов современными средствами технического контроля. Руководство аэропорта Домодедово, например, не раз сообщало, что аэропорт отвечает всем мерам безопасности и оснащен самыми передовыми средствами защиты. Кстати, новинки действительно активно внедряются, и это не обязательно импортное оборудование. Институт ядерной физики СО РАН разработал рентгеновский сканер «Сибскан», который распознает не только металл, но и пластик на одежде, обуви, на теле и в теле человека (в желудке). Багаж проверяют с помощью другого прибора «ЯКР-160», работающего на основе ядерного резонанса. Он способен уловить любые количества взрывчатых веществ.
Самая современная разработка в этой области EntryScan 3 – арочный бесконтактный детектор. Проверку на таком детекторе проходят не только пассажиры, но и летчики, персонал аэропорта и даже сотрудники охраны. Таким же способом проверяют багаж и грузы.
Применяют в аэропортах и другие меры безопасности, в частности, используют системы телекамер и тепловизоров. Особое внимание уделяется обучению сотрудников служб безопасности, полученные навыки обязательно проверяются. Выявлять подозрительных лиц помогает также метод психологического профайлинга, разработанный с учетом мирового опыта и национальных особенностей нашей страны.
Сотрудники безопасности аэропорта контролируют не только пассажиров, но и инспекторов на досмотре через компьютерную систему наблюдения. Современные приборы способны, например, отличить взрывчатку от куска мыла. Они также следят за концентрацией внимания сотрудников: периодически на мониторе возникают изображения запрещенных предметов. Если инспектор пропускает «опасный» предмет, сигнал об ошибке поступает в центр наблюдения. Кстати, инспектор работает на интроскопе всего 20 минут в час, что снижает вероятность ошибок и повышает эффективность работы.
Таким образом, меры безопасности аэропортов в нашей стране постоянно усиливаются и совершенствуются на всех возможных уровнях: законодательном, техническом, психологическом. Учитывается все – расположение и структура аэропорта, слаженность работы службы безопасности, национальные особенности. Модернизация системы безопасности требует принятия дополнительных правовых, экономических и организационных мер, что позволит сделать все виды транспорта еще более безопасными.
Теперь подробнее о новинках, которые скоро могут появиться в наших аэропортах.
Прежде всего, это арочный бесконтактный детектор EntryScan 3.
Он обнаруживает следы взрывчатки на одежде бесконтактным образом. Разработан компанией General Electric и представляет собой обычную арку. Однако, это не металлоискатель, он не определит, есть ли у пассажира оружие. Этот аппарат улавливает и распознает самые незначительные следы С4, нитроглицерина, PETN, Semtex, гексагена и ТНТ. Помимо этого он обнаружит героин, марихуану, кокаин и метамфитамин.
EntryScan 3 забирает пробу воздуха вокруг человеческого тела. Для этого человеку достаточно задержаться в рамке примерно на 12 секунд. Воздух не нагнетается с помощью вентиляторов, что позволяет получить более чистые пробы, а это, в свою очередь, повышает эффективность работы. Система оборудована бесшумной воздушной системой, встроенной в основание. Отсутствие дополнительного оборудования уменьшает вес изделия, повышает ее срок службы и надежность, дает возможность легко установить систему.
Поток людей, проходящих через детектор, контролируется автоматически самой системой. Обнаружив следы взрывчатки или наркотиков, детектор немедленно подаст звуковой сигнал тревоги. То же произойдет, если человек покинул сканер до соответствующей команды. Встроенный компьютер автоматически регистрирует все данные для каждого сигнала тревоги.
Прибор достаточно прост в управлении на любом языке. Оснащен системой самодиагностики. Может быть перепрограммирован на месте при появлении нового опасного вещества или наркотика.
Система EntryScan 3 прошла испытания в Лаборатории обнаружения следов взрывчатых веществ.
Также компания General Electric выпустила еще два аппарата – Itemiser и Vapor Tracer, которые работают практически по тому же принципу.
Допустим, сотруднику аэропорта один из пассажиров показался подозрительным. Достаточно провести по поверхности одежды подозреваемого специальной бумажной салфеткой. Потом салфетку помещают в настольный Itemiser, который производит экспресс-анализ.
Vapor Tracer напоминает по виду ручной металлоискатель, но этот прибор способен различать едва уловимые запахи. Как бы хорошо и тщательно не были бы упакованы запрещенные вещества, достаточно провести прибором около одежды пассажира или рядом с его багажом, он «унюхает» самые незначительные ароматы взрывчатки или наркотиков. И никакая упаковка не спасет: прибор уловит даже несколько молекул.
Эти «нюхающие» машинки уже установлены в аэропортах США. Американцы даже хотят установить их на железнодорожных вокзалах.
Такие приборы, возможно, скоро появятся и в российских аэропортах, что несомненно, повысит уровень безопасности пассажиров и персонала.
Наталия Истомина, Zaborivorota-info.